Российская гибридная установка удвоит мощность самолётов и снизит выбросы
Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ) разрабатывает гибридную силовую установку (ГСУ) для региональных самолётов вместимостью до 100 человек. Как сообщает RT, новейшая ГСУ будет использовать жидкий водород в качестве хладагента, что позволит почти втрое увеличить мощность электрических машин и существенно снизить выбросы вредных веществ в атмосферу.
В ходе исследования инженеры ЦИАМ планируют создать ГСУ мощностью 1,5—2 МВт, способную заменить традиционные двухдвигательные схемы. Это позволит сократить расход топлива на 20%, повысить грузоподъёмность и упростить конструкцию самолёта. Гибридная установка легче двух газотурбинных двигателей и занимает меньше места, что значительно улучшает эксплуатационные характеристики воздушного судна.
Одним из ключевых элементов новой ГСУ станет переход от жидкого азота к жидкому водороду с температурой кипения -253 °C. Это решение обеспечивает более эффективное охлаждение, увеличивая мощность электрических машин при тех же массогабаритных характеристиках. Кроме того, жидкий водород в перспективе может использоваться и в качестве топлива, что даст возможность существенно уменьшить выбросы углекислого газа, заменив авиационный керосин.
ЦИАМ уже провёл успешные испытания демонстратора ГСУ на базе самолёта Як-40ЛЛ. Эта летающая лаборатория позволила проверить работоспособность гибридной установки в реальных условиях. Электромотор мощностью 500 кВт с обмотками из высокотемпературных сверхпроводников обеспечивал вращение воздушного винта, а генератор, подключённый к газотурбинному двигателю, производил энергию для зарядки аккумуляторов.
Ожидается, что первые самолёты с новой ГСУ появятся уже в 2030-х годах, а к 2040-м проект выйдет на уровень массового производства региональных лайнеров.
Обсудим?
Смотрите также: