Логин, Email или тел.:

Пароль:

Что такое Норвегия? Это край на севере Европы, где в тумане покоятся древние горы, где раскинулись сосновые и еловые леса, а высокие заливы окидывают суровым взором морские просторы. Величие и трансцендентное очарование природы этого края позволили появиться на свет замечательным поэтам, музыкантам, художникам, вдохновлённым духом своей холодной отчизны. И в 1995 году норвежский музыкант Сигурд Вонгравен, более известный как Сатир, выпускает этот альбом, получивший название "Горный Трон".

Как известно, 90-ые годы для норвежского искусства - это острый и важный период. Переосмысливается народное наследие и древняя северная религия, христианские ценности подвергаются серьёзной переоценке и, конечно же, зарождается уникальное движение в рок-музыке - норвежский блэк-метал. Сигурд стал активным участником этого движения уже после того как прогремели знаковые смерти и утвердились классические альбомы. Но тем не менее среди всех проектов, возникших на периферии чёрного искусства, такая важная фигура, как Фенриз, положила глаз именно на Satyricon.

Дело в том, что творчество Сигурда изобилует отсылками к старой народной музыке североевропейского Средневековья, лирика порой затрагивает тему родного края, и именно вместе с Сигурдом Фенриз ведёт работу над совершенно народническим проектом Storm. На "Fjelltronen" Сигурд Вонгравен решает подчеркнуть эту "народническую" сторону своего творчества, но без использования непосредственно аутентичных элементов норвежского фольклора. Музыку и тексты молодой Вонгравен здесь пишет сам, за исключением двух моментов, но к ним мы вернёмся позже.

Итак, на обложке мы видим картину культового норвежского художника Теодора Киттельсена, и здесь появляется проблема. Дело в том, что в этом же году у группы Carpathian Forest вышел на свет релиз, использовавший ту же картину в качестве обложки альбома. У металлистов, как правило, возникает недоумение, но проблема в том, что скорее всего, об этом вокально-инструментальном ансамбле тогда Вонгравен ещё слыхом не слыхивал, ведь когда он сотрудничал с корифеями жанра, Carpathian Forest находились где-то на периферии. Это иллюстрация к норвежской народной сказке, называется она "Зелёный Рыцарь", и изображает эта картина замок со смазанным ядом стенами, под которым была вырыта яма, а в ней дни и ночи томилась королевская дочь. Не случайно была выбрана именно такая обложка.

С первых же нот и первых завываний северного ветра слушателю даётся понять, что его ждёт суровое музыкальное странствие. Часть первая: "Жил-был человек...". Мрачные и монотонные, плотные мелодии синтезатора под шёпот вводят слушателя в мир северного мифа. Мелодия сменяется и обретает ещё более суровый, эпический характер, ей вторит мужественный баритон. Снова чередуются эти два хода и вступает акустическая гитара. Музыка обретает трагический оттенок, а Вонгравен своим баритоном вопрошает: "Ты всё ещё видишь мир сквозь глаз тролля?". Иными словами, "ты всё ещё так узок своим умом?" (ведь тролли известны как твари глупые). Так освободи же его и добро пожаловать в измерение мифа! Синтезаторы сгущают краски печали в этой мелодии, она имеет прямое сходство с народными, но, как уже сказано, написано всё Вонгравеном. Резко вплетается гитара, мелодика сменяется, и слышится древнее заклинание, относящееся к магии Одина, магии Гальдр. Музыка, будто бы действительно под воздействием магии, преображается в спокойные тона, и мы снова слышим народнические мелодии с баритоном Сигурда.

Под вой северного ветра декорации сменяются, вступает рояль. Часть вторая: "По знаку судьбы". Эту мелодию написал и сыграл никто иной, как Исан, известная личность в чёрном метале. Она несколько отличается от всего остального материала на альбоме, но вписывается как нельзя гармонично. Краски сгущаются, Сигурд поёт всё более и более увлечённо, и мы переходим к третьей части: "Высоко в горах поётся песня". Всего полторы минуты: незамысловатая мелодия, а на её фоне неторопливый гитарный перебор. Ближе к концу вступает и мунхарпа, древний ритуальный инструмент.

Часть четвёртая: "Время есть путь к могиле". Минорная, в размеренном темпе тема, уж больно отсылающая к средневековой музыке. Ритм не терпит изменения, его задают бас и перкуссия, за последнюю отвечает приглашённый музыкант Ханс Сёренсен, поработавший на этом релизе на славу. Ритм-секция затихает ко второй половине, распеваются сэмплированные духовые, и снова вступает та же мелодия, что и была в начале композиции. Этот трек спокоен, суров, его можно назвать даже фаталистичным, ведь не сбавляя темпа, эта песня ведёт прямо к судьбе - к смерти. Плавный переход, декорации снова меняются и приводят к порогу пятой части, заключительной: "Из Горного Трона". Мужественная и эпическая мелодия с уже узнаваемым голосом Сигурда, которую как нельзя кстати завершают маршевые ударные, под которые музыка плавно утихает. После затишья слышно что-то вроде непереводимого заклинания и последний звон колокола. Сага окончена.

Этот альбом был первым в своём роде. Здесь были использованы тёмные, плотные по звучанию и придающие музыке мистичности синтезаторы, сэмплировались деревянные духовые инструменты, игравшие подобные народным мелодии, неторопливо перебирала аккорды акустическая гитара, бас и перкуссия вели за руку по тропе легенды, и, наконец, щедро приправил всё глубокий баритон самого Вонгравена, поёт он будто бы средневековый норманн у костра. Сложить это всё в столь аутентичной, атмосферной манере пока не было идеи ни у кого, и посему "Fjelltronen" весьма и весьма новаторский. Сюжет саги о Горном Троне будто бы перекликается с народной сказкой, с её трагическим началом, полным потерь, кровавых слёз, и жизнеутверждающим заключением, воспеванием Норвегии и вновь воссиявшего Горного Трона. Тексты написаны Вонгравеном, и, как второй отклоняющийся момент (после Исана), гармонично вплетены цитаты того самого Киттельсена.

"Fjelltronen" вошёл в триаду атмосферных релизов, ставших классикой для такого направления, как dungeon synth, вместе с "Рождённым Править" Эллефсена и "Смертью Бальдра" Варга. Из них этот альбом больше всех пропитан любовью к своему родному краю. Сигурд любит Норвегию и всегда любил с той же сердечностью, с которой за неё радели Кнут Гамсун, Теодор Киттельсен и другие певцы сего края. "Fjelltronen" - гимн метафизическому Северу. Вечному Северу, присутствие которого ощущает оставленное наедине с природой, до дрожи очарованное чуткое сердце норвежца, уподобившегося своему великому предку, жившему в мире мифов, богов и героев.
Рейтинг: 6 (6 за) [ подробнее ]
Дата: 14 сентября 2018 г. | Просмотров: 312 | страница альбома