Логин, Email или тел.:

Пароль:

Подходя к разбору такой сложной, глубокой по своему наполнению теме, как русская песня, фольклор, пожалуй, не найти лучшего зачина, чем слова русского писателя и поэта Алексея Николаевича Толстого из исторического романа "Князь Серебряный".

Грустно и весело в тихую летнюю ночь, среди безмолвного леса, слушать размашистую русскую песню. Тут и тоска бесконечная, безнадежная, тут и сила непобедимая, тут и роковая печать судьбы, железное предназначение, одно из основных начал нашей народности, которым можно объяснить многое, что в русской жизни кажется непонятным. И чего не слышно еще в протяжной песни среди летней ночи и безмолвного леса!

И после этого можно было бы закончить обзор. Поставить точку. Но мы все же постараемся проследить эту мысль подробнее. Итак, по порядку. Альбом "Истое" является продолжением "Северного Царства", продолжение темы плодородия земли и женщины.

Первое, что видит перед собой слушатель - обложка. Непосредственно над названием альбома помещен олений орнамент. Г.С. Маслова отмечает, что такие орнаменты размещались как раз на очельях сорок русского и карельского населения. Символика оленя очень глубока. Печенье в виде оленей пеклись на праздник, приуроченный к зимнему солнцестоянию (и как дополнительный аргумент - композиция "Коляда"). Вот, что пишет та же исследовательница в своей работе:
В образе оленя можно уловить архаические черты, отражающие тотемистические представления, но у русских он более связан с аграрно-скотоводческим культом... Олень, по представлениям крестьян, приносил счастье и веселье.

Ветвистые рога, намеренно выполненные в растительном мотиве, подтверждают идею аграрно-скотоводческого значения всей композиции в целом. Что же было счастьем и весельем в редкие минуты разгибающего спину крестьянина, как не богатая добыча и урожай?

Особенное напряжение и радение о будущем урожае можно проследить на примере композиции "На Горе Мак". Радость от весны выражена, в частности, песней "Манечка", ведь именно весною заключались браки, весна - торжество жизни. Но радость тут не простая, привычная нам радость, но радость, содержащая на себе ту самую "роковую печать судьбы". В другой песне мы слышим слова "За платочек да в таночек". В этой короткой фразе, наверное, заключена вся жизнь русской женщины с ее заботами. После свадьбы главной заботой становятся дети. Эта забота, но в то же время и радость.

Без сомнения, коллектив подрос в музыкальном плане. Аранжировки богаче, звук насыщенный, плотный и окутывающий. Несмотря на то что главное сокрыто, конечно же, в текстах, но именно музыка, ритмы и мелодия являются той колесницей времени, которая позволяет немного приоткрыть завесу времени и хотя бы издали взглянуть на то, чем жил человек прошлого, о чем его заботы и тревоги. Несомненно, "Истое" не лишен скандинавских веяний. Но интересующегося слушателя это нисколько не удивит, напротив, это станет дополнительным подтверждением добросовестного, осмысленного и обдуманного подхода "Очелья Сороки" к творческому процессу.

Очень порадовал альбом и в вокальном плане. В отличие от предшественника, тут он представлен разнообразнее и интереснее. Иногда кажется, что это приглашенная вокалистка. Но нет, тембральный окрас голоса Ульяны при более внимательном прослушивании угадывается. И очень хотелось бы пожелать Ульяне не останавливаться и продолжать и в будущих работах радовать нас вокальным разнообразием.

Пластинка посвящена все той же теме встречи весны и выпрашивания урожая. Да, она не нова и избита. Однако это было важной, основной составляющей жизни далекого прошлого. Вопреки устоявшемуся романтическому взгляду современников на жизнь предков, работа показывает, насколько напряженной, тяжелой она была в действительности. Хороводы и песнопения - всего лишь верхушка айсберга, самое главное, что все это делалось не от легкой жизни.

А что касается "Очелья Сороки", то им удалось сказать о простом, приземленном, земном с таким размахом, с такой широтой, глубиной и любовью, что, без сомнения, можно говорить о творческом росте коллектива и рекомендовать новое творение каждому интересующемуся подобного рода музыкой и фольклористикой.

Ну, а заключение предоставим на откуп мудрым.

Цитата (Николай Александрович Бердяев)
Есть соответствие между необъятностью, безгранностью, бесконечностью русской земли и русской души, между географией физическою и географией душевной. В душе русского народа есть такая же необъятность, безгранность, устремленность в бесконечность, как и в русской равнине.

И именно эту широкую душу и раскрывает альбом "Истое".
Рейтинг: 15 (15 за) [ подробнее ]
Дата: 5 июля 2018 г. | Просмотров: 634 | страница альбома