Логин, Email или тел.:

Пароль:

Древний человек, как, впрочем, и современный, зависел от природы. Она его кормила, поила, одевала и обувала, давала материал для орудий труда и оружия. Однако природа не всегда давала, зачастую она и отнимала. По анимистическим представлениям мир был наполнен злыми духами, которые только и делали, что вредили человеку. То урожай погубят, то скот замучают, а то и поветрие нашлют.

Всем известно, что страшит неизвестное. Мир, наполненный такими явлениями, как гром, молния, град, сильные ветра, представлялся враждебным человеку. Он испытывал, как говорят, первобытный страх. Именно с целью борьбы со страхом возникает необходимость объяснения окружающих явлений.

Пожалуй, самая известная поэма Старшей Эдды - "Прорицание вёльвы" - является одним из самых известных объяснений природы. Это древнее наивное естествознание. Человек стал олицетворять природные явления, наделять их человеческими атрибутами. Теперь на них можно было влиять, задобрить, договориться. Нельзя говорить, что эти знания древних несли только лишь естественно-научный характер.

Гумилев был прав, отмечая существование на ранних этапах некой объединенной науки обо всем. Это переплетение науки о природе с религиозными воззрениями, магией и т.п. Помимо всего прочего, рассматриваемый нами фольклор представляет собой невероятно красивое поэтическое творение. Благодаря этому он так популярен в музыкальном мире.

В предыдущих обзорах альбомов Nytt Land отмечалось родство музыкальных традиций Скандинавии и Руси. Дополнительный аргумент в пользу этого может быть найден в слове "вёльва". Это женщина-знахарка, ведунья. На Руси были волхвы. Мужчина - волхв, женщина - волхва. Волхва - вёльва.

В центре внимания альбома 2016 года "Прорицание вёльвы", в той части, в которой описывается процесс создания земли, небес, человека. Само название ("Sköpun") переводится как "Творение". Судя по информации о грядущем релизе, мы имеем дело с первой частью дилогии. А значит, это заявка на целостность. Попробуем это проверить.

В текстовой части альбома отражен самый радостный, самый красочный этап природного цикла - сотворение жизни - от травинки до человека. Ведется рассказ о том, что в начале времен не было ни мира, ни песка, ни небосвода, только бездна. Затем боги создали землю, Солнце, растения, дали названия дню и ночи. А венцом творения становится человек, а точнее? два человека - Аск и Эмбла. Изначально две деревяшки - "ясень" и "ива". Трое богов приложило руку к созданию людей. Один дал дыхание, Хёнир - дух, Лодур - тепло и румянец.

В альбом, кроме основных композиций, повествующих о сотворении мира и человека, введены дополнительные, вспомогательные, призванные подчеркнуть, усилить основную идею. Две композиции - "Sköpun" и "Bifröst" - суть дополнительные инструментальные штрихи. Первая является музыкальным бессловесным сопровождением всему акту творения, сжатой музыкальной идеей всего альбома; вторая же указывает на связь всех миров во вновь созданном мире, а если точнее - системе миров.

Композиция "Hávamál (Fimbulljóð Níu)" является отражением того стремления человека к познанию законов природы, которое было отмечено ранее. Один совершает подвиг и открывает тайны (руны), познает высшую мудрость. Благодаря чему люди уже не так беззащитны перед природой. Но эта мудрость позволяет не столько воздействовать на природу, сколько подсказывает, как следует измениться самому, как приспособиться к природе. Как жить с ней в гармонии, извлекая пользу для себя и не нанося вред окружающему миру.

Несмотря на всё торжество жизни и счастье, нет-нет да и проскакивают мрачные мысли о бренности и конечности всего сущего. В "Hrafnagaldr Óðins (Dugir Meþ Dvergum)" содержатся слова пророчества Одина о грядущем конце света, когда иссякнут силы карликов, которые поддерживают небосвод, миры ввергнуться в бездну, солнцу и луне не будет места на небосводе. Это еще одно упоминание о том, насколько сильна была у древних вера в судьбу-вирд, жребий-орлог.

Альбом музыкально богат. Это вполне согласуется с идеей весны, воскрешения природы. Здесь много красок, как много их в расцветающей природе. Посредством музыкальных инструментов Nytt Land предлагает нам свою трактовку древнего текста, оживляя в нашем воображении шум ветра, журчание вешних вод, треск почек, прорастание семян, шорох листвы, птичьи трели. Кульминацией как по текстам, так и по музыке является композиция "Völuspá (Unz Þrír Kvámu)", повествующая о сотворении человека.

Отдельно необходимо отметить вокал, а точнее фонетику. Не нужно далеко ходить, не нужно иметь большой опыт в прослушивании композиций, исполненных на чистом исландском. Благодаря существованию проекта Wardruna можно легко сопоставить произношение Эйнара Сельвика и Анатолия и Натальи Пахаленко. Если бы не было известно о том, что Nytt Land - это русский исполнитель, на слух это было бы очень трудно определить. Единственное, что выдает группу, это проявляющаяся порой русская музыкальная традиция.

Альбом танцевальный, но эта танцевальность не современно-дискотечная, а архаично-ритуальная. Эту музыку можно слушать фоном, в автомобиле, на кухне, она не навязчива. Однако это музыка не для развлечений. Затрагивая столь важную тему, как древнее мировоззрение, "Sköpun", чтобы быть оцененным по достоинству, требует от слушателя определенной подготовки. Речь не только о знакомстве с исландским эпосом, но и о подготовке эмоциональной. Маловероятно, что запустив альбом в своем проигрывателе, вы сразу угадаете с настроением. Вам потребуется несколько подходов для того, чтобы взять этот "вес". Но когда вы его одолеете, то получите изрядную порцию адреналина.
Рейтинг: 12 (12 за) [ подробнее ]
Дата: 26 декабря 2016 г. | Просмотров: 681 | страница альбома