Логин, Email или тел.:

Пароль:

Начало рунологии, как науки о рунах, относится к XVI веку. Именно в этот момент собирают, зарисовывают и интерпретируют надписи на рунических памятниках. Большее количество таких надписей было найдено в Швеции. Они посвящались людям, ставились в память о них. В этих надписях коротко рассказывалось о человеке, кем он был, в каких походах участвовал, где погиб. Кроме того, данные камни с надписями служили для подтверждения права наследства. Так как памятники устанавливались в людных местах, то подлинность и правдивость информации, содержащейся в надписях, не подлежит сомнению. В те времена еще существовали люди, знающие фонетику рун, умеющие прочесть их.

Магическая сторона рун открылась благодаря работам Р. Блюма и Р. Эллиота, которые реконструировали и прояснили магическую сущность каждой руны. В том, что руны носили магический характер, вряд ли приходится сомневаться. В начертании некоторых рун с той или иной точностью можно разглядеть обозначения Солнца, прорастающего семени, рогов животных. Значение и сакральность этих и других элементов также вне всяких сомнений.

Название альбома "Runaljod - Yggdrasil" в особых комментариях не нуждается. Каждый из нас знает, что такое Иггдрасиль. Однако стоит пояснить, что кроме основы всего мироздания, роль этого Мирового Древа велика в другом плане. Нам известно, что верховный бог, Всеотец, Один подвесил себя на этом древе, дабы обрести мудрость. Иггдрасиль - значит конь Игга. Конь, как средство передвижения, тут должен быть интерпретирован как средство продвижения в духовном мире. Несмотря на простоту и понятность названия, на альбоме затрагивается крайне важная и сложная сторона человека - его внутренний мир, духовное развитие. Примечательно положение альбома в трилогии - центральное.

Перейдем к разбору композиций, вслед за этим попытаемся понять, что же зашифровано в послании "Runaljod - Yggdrasil".

1. Rotlaust Tre Fell. Гибнет древо без корней. В этой фразе скрыта мудрость. Как древу не прожить без корней, так и человеку придется тяжело без корней духовных... Один висел вниз головой на ясени Иггдрасиль. Некоторые рунологи полагают, что тем самым он соотнес корни древа с нашими духовными корням, центром умственного развития, мозгом.

2. Fehu. Руна Феху. Она обозначает движимое имущество, силу. Графически представляет собой рога домашнего скота. Ранее скот считался мерилом богатства, позже таким мерилом стало золото, на которое можно было купить скот.


При анализе текста этой песни можно обратить внимание на строку "Фе сеет раздор средь друзей". Действительно, каждый из нас знает множество тому примеров. Самой известной иллюстрацией этого утверждения является легенда о Сигурде, убившем дракона Фафнира. Это, пожалуй, один из самых знаменитых сюжетов скандинавского эпоса. Золото в кеннингах называют огнем, к примеру "огонь кровати дракона". Это сила, проистекающая из Муспельхейма, огонь. Сила, послужившая как для создания мира, так и для его уничтожения. Вспомним, что огненный великан Сурт выжигает все живое на земле, кроме некоторых людей и богов, переживших Рагнарёк. В "Речах Высокого" присутствуют строки:

Гибнут стада,
Родня умирает,
И смертен ты сам;
Но смерти не ведает
Громкая слава
Деяний достойных.

Гибнут стада,
Родня умирает,
И смертен ты сам;
Но знаю одно,
Что вечно бессмертно:
Умершего слава.


В них отражено истинное богатство - слава человека. Та память, которая осталась о нем. Память о его поступках. Богатство доброго имени. Только тот способен оставить о себе добрую славу, кто смог достигнуть определенного уровня духовного развития. Речь о человеке высоких моральных принципов. Таким образом, Феху олицетворяет нацеленность на духовное развитие.

В музыкальном отношении значение руны выражено звоном монет.

3. NaudiR. Значение руны - нужда, принуждение, ограничение, бедствие. Графически руна представляет собой сверло и вращающий его лучок - известные приспособления для добывания "живого" огня.


Древнеанглийская руническая поэма гласит:

Нужда хоть стесняет сердце,
Но часто служит подмогой
И спасеньем сынам человека,
Коль не поздно её заметят.


Это вполне созвучно с нашим "Что нас не убивает, то делает сильнее". Известен ритуал, проводимый в случаях падежа скота. Путем трения добывался живой огонь, разводился костер, через очистительный дым которого проводился скот. Это руна преодоления, огонь, разжигаемый в моменты великой нужды. В контексте избранного нами пути интерпретации можно понимать эту руну как препятствия, встающие на пути духовного самосовершенствования.

Текст композиции дает возможность толковать эту руну именно так. Давайте вдумаемся:

Червь грызет в глубине

О чем, как не о черви сомнении идет речь?

Из глубоких глубин
Сердце молотит в груди
Из глубоких глубин
Сердце стучит в груди
Как камень высекает искру
Искра воспламеняет огонь в груди
Огонь в сердце и в крови.


А эти строки символизируют отыскание пути, способа преодоления препятствия. Точнее, только нечеткие очертания этого пути. И трепет сердца... А далее читаем:

Я дошёл
И нет нужды
В нужде обрёл
Науд - огонь мой

И вот дошёл я
И минул голод
В голоде обрёл
Науд - мой огонь

И вот дошёл я
И больше не сгораю
В огне закалился.
Науд - мой огонь.


В этих строках ярко отражено удовлетворение. Путь ясен. Музыкально суть руны выражается в тревожном настрое музыки. Тревога выражена и в интонациях Эйнара-Скальда, во фразе "Det er så kaldt her". Ближе к концу композиции настроение тревоги сменяется усталостью от долгих поисков, смешанной с удовлетворением. Это приятная усталость.

4. EhwaR. Руна Эваз. Значение - лошадь, конь, пара лошадей. Графически представляет собой двух лошадей, обращенных друг к другу головами.


Руна обозначает лошадей как средство передвижения, лошадей как средство для гадания. Германцы по поведению коня предсказывали исход сражения. Это руна сотрудничества, партнерства. Психологически это приспособление под ситуацию. Если руна Райдо - это преодоление ситуации, контроль над ней, то в случае с Эваз - это приспособление, извлечение всей пользы из сложившейся ситуации. Это продвижение, когда препятствия преодолены, то мы следуем в своем духовном развитии дальше. Данная руна ассоциируется со Слейпниром, на котором Один путешествует по мирам. Это путешествие духовное.

Скачи, мой конь
Мой разум растревожен.
Жажду в путь, жажду в путь.

Скачи, мой конь.
Шторм стихает.
Жажду в путь, жажду в путь.


Когда обозначилась тропа, когда шторм душевный стих, остается продолжить движение. "Скачи, мой конь!". Ритм этой композиции можно соотнести с трехтактным аллюром лошади, который известен как галоп.

5. AnsuR. Руна Анзус. Руна обозначает аса, конкретно ассоциируется с Одином. Графически представляет собой плащ Одина, развивающегося на ветру, или выдох.


Силу в корни должно вдохнуть,
Силу в корни должно вплести.


В этих строках содержится прямой намек на сотворение первой пары людей - Аска и Эмблы, когда им были дарованы дыхание, дух и вдохновение. Именно эти дары и стали орудиями людей в духовных поисках, в поисках знаний и выражении этих знаний в словах и делах. Стихией этой руны является воздух. Подтверждением тому может послужить и произношение этой руны - на звуке "у" производится выдох.

В начале композиции гальдр (заклинание) на древненорвежском произносит Ларс Магнар Эноксон. Это шведский рунолог.

Что касается музыки, то суть руны выражается посредством ударов деревянных палочек, символизировавших Аска и Эмблу, которым была дарована жизнь. Размеренный ритм, неспешность, общий торжественный настрой музыки подчеркивают священный статус акта одухотворения.

6. IwaR. Руна Иваз. Руна символизирует Иггдрасиль. Графически представляется в виде стержня, ствола Иггдрасиля. Опора и в духовном понимании, "духовный позвоночник".


Это руна связана с дерзанием. Один не побоялся, дерзнул, пожертвовал самим собой ради обретения мудрости. Это руна стойкости, поскольку она обозначает тис. В связи с этим в тексте песни "Iwar" упоминается бог-лучник Улль, натягивающий лук и посылающий стрелы во все Девять миров. Улль обитает в Идалире, что означает "долина тисов", луки тоже изготавливались из тиса, самого крепкого древа.

В тексте упоминается это божество. Поскольку это бог зимы, занимающий место Одина в зимнее время года, то в музыке мы слышим скрип снега. Атрибутом Улля является лук со стрелами, и именно свист стрел присутствует и в музыкальном выражении сути руны Иваз.

7. IngwaR. Руна Ингуз. Ингви - это бог плодородия Фрейр. Потомков Фрейра называют инглингами. Это символ вызревания. Графически интерпретируется как мужские гениталии или семя.


Семя - это как хранилище потенциальной энергии, которая высвободится после стадии беременности, когда оно даст росток. В контексте нашего обзора эту руну следует понимать как духовное семя, которое в потенциале при должном "уходе" и "удобрении" принесет духовные плоды.

Плодородие невозможно без дождя, символизирующего оплодотворение земли. Поэтому в композицию внесены звуки этого природного явления. Энергичные инкантации "Инг, инг!", ритм - все это символизирует огромный потенциал, заложенный в семени.

8. Gibu. Руна Гебо. Означает дар. Графически изображается в виде двух брусков равной длины.


Процесс поднесения даров в древности был обоюдный. Даря что-то, человек рассчитывал на ответный подарок. Конунг назывался дарящим кольца, в ответ на этот подарок его дружинники должны были в момент необходимости отдать жизнь за него. Текст композиции - это отрывок из "Речей Высокого", посвященный дружбе. В частности, в нем встречается такая фраза:

Тем же отплачивай.

Это руна баланса. Если что-то получаешь, то должен что-то и отдать. Данная руна предполагает не только взаимодействие между людьми, но и взаимодействие с богами. Получив в момент творения от богов дух, вдохновение, человек должен благодарить их ответными дарами. Прославлять их и приносить жертву. В этом и состоит духовный аспект данной руны.

Основная идея руны выражена в тексте композиции. А музыка является лишь дополнительным штрихом, благодаря которому идея руны вырисовывается более отчетливо.

9. Solringen. Колесо солнца. Эта песнь - гимн Солнцу, согревающему все живое своим теплом, дарующему жизнь. Благодаря солнцу "Поля растут". Этой композицией выражается мысль о том, что для вызревания плодов духовных требуется еще и некоторое время.

10. Sowelu. Руна Совело. Руна Солнца. Графически представляется в виде части солнечного колеса (свастики).


Солнце, как даритель жизни, является олицетворением духовной энергии. В соответствие Солнцу ставился бог Бальдр, который, как известно, был "лучшим из асов". Это цель духовного развития - стать лучше. В последнем четверостишии в этой композиции интересна мысль о том, что Солнце пробуждает душу.

Солнце окрашивает холмы и пригорки,
Выбоины, залы и травы.
Озаряет холмы и дворы,
Пробуждает душу.


В музыкальном плане идея руны выражена конским ржанием. Это отражение - идея того, что Солнце движется по небосводу в колеснице, запряженной Скинфакси. Песня характеризуется "светлым", радостным настроением.

11. Helvegen. Путь в Хель или Хелвегр. Один обрел мудрость, путешествуя в Хель, именно там он оставил свой глаз в залог знаниям, мудрости.

Я песни искал,
Я песни возносил.
Затем глубокий источник
Послал мне горькие слезы
За залог Отца Убийств.


Теперь попытаемся обобщить, выразить идею альбома.

Богатства, деньги - все это преходящее. Немаловажным для человека является его духовное развитие, духовное обогащение ("Fehu"), что является залогом доброй памяти о нем - истинного богатства. Сталкиваясь с препятствиями, отыскивая способы их преодоления ("NaudiR"), мы продолжаем духовные поиски намеченной цели ("EhwaR").

Но все наши попытки к этому были бы никчемными без тех орудий, что были дарованы человечеству богами: духа, вдохновения ("EhwaR"). За это человек и благодарит их ("Gibu"). В процессе духовных исканий, самосовершенствования, человек обретает "духовный позвоночник", стойкость ("IwaR"). Внутри него закладывается потенциал, семена ("IngwaR"), о которых он должен продолжать заботиться в целях духовного самосовершенствования. В конце пути каждый из нас становится в той или иной степени близок к идеалу, к поставленной цели ("Sowelu)".

Перед нами очень серьезная работа. Чужая душа, как известно, потемки. Однако Эйнар изобразил нам душу норманна так, как он видит это сам. Да, ничего нового не сказано. Но искусство скальда заключается не в новизне рассказов, а в подборе выразительных средств для рассказа об одном и том же, о том, что уже известно давно и каждому.

В написании работы использовались следующие книги: "Edred Thorsson. Futhark: A Handbook of Rune Magic", "Kvedulf Gundarsson. Teutonic Magic", "Фрейа Асвинн. Мистерии и магия Севера", "Антон Платов. Руническая магия".
Рейтинг: 16 (18 за, 2 против) [ подробнее ]
Дата: 20 октября 2016 г. | Просмотров: 1434 | страница альбома