Тема: Stoner
Стоунер-рок (stoner rock), пустынный рок (desert rock) и стоунер-метал (stoner metal) это взаимозаменяемые понятия, которые подразумевают определенные поджанры рок- и метал-музыки. Стоунер-рок, как правило, это медленная или среднетемповая музыка c низконастроенными гитарами и басом. Включает в себя элементы психоделического рока, блюз-рока и дум-метала с повторяющимися гитарными риффами. Также основными характеристиками жанра являются мелодичный вокал и стилизация записей в духе ретро-рока 1970-х.
Стоунер-рок возник в ранних 1990-х на основе творчества калифорнийской группы Kyuss. Это имя стало синонимом жанра. Kyuss и стоунер рок неразделимы, как близнецы-братья. На фоне более популярного в то время гранжа, с которым кстати стоунер тоже определённо взаимосвязан, Kyuss являлись исключением на современной музыкальной сцене. Как и у многих значимых музыкальных жанров, у стоунер рока трудно выявить явные влияния и источники вдохновения. Тем не менее, у стоунера есть предшественники, если хотите, праотцы в лице монструозных и одиозных Black Sabbath. Многие считают, что начало эволюции стоунер рока как жанра положила известная композиция "Sweet Leaf" с альбома 1971 года »Masters of Reality».
Возникновение термина
Основатели жанра, как и их последователи, часто говорят о том, что являются приверженцами употребления марихуаны. Отсюда и название — «stoner», что на сленге означает «укурок». Они утверждают, что эффект от употребления марихуаны хорошо сочетается с медленными и психоделичными риффами стоунер-рока. Впоследствии, в связи с развитием жанра, появился термин стоунер-метал — более тяжелое ответвление стоунер-рока.
Такого рода сочетание наркотиков и музыки не уникально. Такие же параллели можно провести и для танцевальной музыки, слушатели которой часто употребляют экстази. Тем не менее большое количество музыкантов-любителей марихуаны, например, группа Pantera, использовавшая на обложках своих дисков и футболках изображение листа конопли, не может быть причислено к стоунер-року из-за коренных различий в структуре музыки.
Музыкально-стилистические особенности и технические решения
Ритм-секция. Начнем с того, что это всё тот же старый добрый блюз, всё те же старые добрые 12 тактов и всё те же старые добрые три аккорда. Но блюз не простой, а синкопированный, то есть с использованием ритмовых сбивок, а еще, проще говоря, построенный на импровизационном ритме.
Эту же фишку используют все без исключения фанковые музыканты. Наглядно построение ритм-рисунка можно представить, сравнив традиционный для, скажем, heavy-metal downbeat «дын-дын-дыды-дынц», с синкопированным фанковым «дын-туду-ду-бым-дын-дын-дынц»… причём последний можно изобразить и в более изощрённых формах, находясь в рамках всё тех же старых добрых двенадцати тактов.
Особенно хочется отметить характерный для стоунера звук ударных: он в большинстве случаев округлый и мягкий, как у джазистов би-бопперов (а во многих стоунер-группах трудятся за ударной установкой зачастую барабанщики с солидной джазовой карьерой), но мощный и сильный, с характерным «памп»-ом.
Риффы. Здесь нет простого и чёткого рецепта, ибо построено всё также на импровизационных началах. Приветствуется всё - начиная от выяснения отношений с гитарой типа «Are you, bitch, experienced?»; и заканчивая монотонными мрачными думообразными «гуделками». Фузз и дисторшн - главные подручные «примочки». В основном, гитаристы добиваются грязного, сырого, «неочищенного» звука, либо совсем не парятся над звуком. Также используются и разные варианты пониженного строя инструментов.
Риффов на одну песню может приходиться несколько. Смена риффа по ходу пьесы - весьма характерная особенность стоунера. Использовать хорошо знакомый рифф, скажем, Саббатовский, в контексте произведения - лишь приветствуется.
Влияния и направления.
Несмотря на то, что стоунер уже сформировался как термин и вроде бы стал самостоятельным музыкальным стилем, он соседствует, смешивает и вбирает в себя многие субжанры рока. Такие например как Acid Rock (хендриксовская кислотная психоделичность на примере The Atomic Bitchwax или Core), Space Rock и Psychedelic Rock, явные признаки и отголоски которых тоже слышны довольно часто среди стоунер исполнителей (35007, The Mystick Krewe of Clearlight и др.), так называемый retro hard, уже более отчётливо обращающийся к корням (Firebird, Spiritual Beggars). Помимо всего прочего, есть также и плотные завязки с гранжем (grunge). У очень многих стоунер исполнителей, если внимательно послушать, местами грань между гранжем и стоунером едва уловима.
Стоунер-рок стилистически близок к понятию «пустынный рок» (desert rock), который использовался для определения музыки группы Kyuss, музыканты которой были родом из города Palm Desert, Калифорния, США. Т.к. понятие «стоунер-рок» довольно близко к понятию «пустынный рок», то они стали почти синонимами.
Ну и конечно же надо упомянуть более жёсткие и утяжелённые соседствующие, граничащие и переплетающиеся в различных пропорциях со стоунером жанры, такие как sludge и doom(результатом таких смешений является творчество например таких банд, как Electric Wizard, Bongzilla и Acid King).
Периодически появляются более молодые и адаптированные к современному шоу бизнесу команды, например Wolfmother, на западе не так давно для такого типа групп появился ещё один термин – hipster metal, видимо в альтернативу не очень конъюнктурному словцу «stoner».
Проблема неизвестности.
И по сей день, несмотря на всеобщую глобальную информационную развитость, существует некий феномен малоизвестности данного ответвления современного рока, как в музыкальных и околомузыкальных кругах, так и во всём остальном цивилизованном обществе. Причём не только в России, а и, в общем-то, во всём мире! Многие американские студенты понимают под словом «Stoner» только того, кто курит марихуану. Это притом, что Америку можно с определённой уверенностью назвать родиной этого стиля. И всё это несмотря на то, что как жанр Stoner Rock существует уже более десятка лет! И представляет собой весьма весомый пласт групп и исполнителей, как простых и незамысловатых, так и весьма интересных, нестандартных, неординарных в музыкальном плане, и даже прогрессивных.
Наиболее популярные, знаковые, значимые и особо отличившихся коллективов имеющих к стоунеру непосредственное отношение: Kyuss, Monster Magnet, Unida, Hermano, Dozer, Blind Dog, Fu Manchu, Clutch, Lowrider, Corrosion of Conformity, Down, Sleep, Electric Wizard, Spiritual Beggars, The Atomic Bitchwax, Halfway to Gone, Cowboys Aliens, 7Zuma7, Orange Goblin и т.д. и т.п.
Невозбранно стырено с ластика